Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №3 г. Черняховска
Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 год
Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 3 г. Черняховска уже несколько лет работает над формированием системы духовно-нравственного воспитания детей школы. В процессе работы стало понятно, что воспитывать детей в отрыве от семьи или без собственного педагогического совершенствования невозможно.
Говоря об особенностях, формирования и развития системы духовно-нравственного воспитания личности в МАОУ СОШ № 3 г. Черняховска, нужно понимать в каких условиях существует школа. МАОУ СОШ № 3 – это школа, с численностью 520 обучающихся, 30 учителей, находится в спальном районе небольшого муниципального центра. В школе обучаются дети разных категорий, большая часть которых из семей со средним и низким социальным положением. Наблюдая за жизнью и поведением детей школы, педагоги увидели, что во многих семьях, в силу различных социально-исторических причин, не создаются условия для духовного и нравственного формирования и возрастания ребенка. Очень часто это происходит из-за искажения или утраты традиций семейного воспитания. Именно эти условия и побудили педагогический коллектив школы к формированию идеи развития школы – общность ШКОЛА – ДОМ, как модель будущего каждого ученика.
Осознавая духовно-нравственное воспитание, как основу развития личности и ребенка, и педагога, и родителя коллектив школы стремиться к созданию детской – взрослой событийной общности. Сегодня в этот процесс уже активно включены ученики и педагоги школы, но пока недостаточно участие в нем родителей. Учителя работают над созданием модели активного включения родителей в процесс духовно-нравственного воспитания детей. Одной из важнейших задач, в условиях, когда школа стала сферой оказания образовательных услуг, педагоги видят создание условий для сотрудничества, единства взглядов и подходов в воспитании ребенка дома и в школе.
Система духовно-нравственного воспитания МАОУ СОШ № 3 имеет аксиологические основания. Осознавая, что любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, только, если оно отнесено к определенной системе ценностей, педагогический коллектив школы определяет ценности, как основное содержание деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности в школе. Особое значение в этом смысле приобретает ценностная ориентация самого педагога, потому что, как говорит К.Д. Ушинский, «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Формированию общего понимания ценностного содержания процесса воспитания и образования в школе формируется в рамках курса профессионального роста педагогов «Ценностно-смысловое образование», который включает в себя семинары, педагогические мастерские, курсы повышения квалификации, постоянное сотрудничество с приходами Русской Православной Церкви.
В результате этой работы формируется уклад школы. Кроме традиционных событий, в которых участвует вся школа, т.е. учащиеся, педагоги и родители, к укладу школу педагогический коллектив относит тесное взаимодействие родительского совета, совета старшеклассников и педагогического совета. Осуществляется постоянное взаимодействие школы с научным сообществом и методическими центрами в сфере ДНРВ, со священниками Черняховской и Калининградской епархий. Участие детей разных возрастов и педагогического сообщества в ценностно-смысловых педагогических мастерских способствует глубокому осмыслению традиционных национальных ценностей. В перспективе планируется проводить работу в форме педагогических мастерских с родителями.
Система духовно-нравственного воспитания МАОУ СОШ № 3 реализуется через урочную и внеурочную деятельность. В школе преподаются основы православной культуры по программе Л.Л. Шевченко, в программы предметов обществознание, литература, музыки введены внутрипредметные модули духовно-нравственного содержания, в старших классах преподается элективный курс «Нравственные основы семейной жизни». Во внеурочной деятельности действуют: клуб «Уроки нравственности», киноклуб «Зеркало», военно-спортивный клуб «Патриот». Реализуется общешкольный проект «Новые – старые праздники», который позволяет осознанно возвращать традиционные праздники в жизнь детей и семей. Разрабатывается проект «Открывая книгу – открываю Родину – открываю себя», целью которого является, содействие формированию у детей и юношества духово - нравственных ориентиров, развитию процессов самоидентификации и самоопределения, через повышение читательской активности, формирование читательской культуры, развитие потребности к чтению образцовых произведений русской литературы.
Особым событием для школы в последние два года стал проект «Старые новые праздники», который возник из инициатив разных лет, ставших традициями школы. Проект создавался советом старшеклассников и педагогами школы. Ребята заметили особенности нашей школы в выборе праздников и сформулировали идею проекта. Так в школе не устраивали мероприятия на всем известные и другими школами отмечаемые праздники западной культуры «хэллоуин» и «День св. Валентина», в эти дни соответственно в школе проходили тематический бал и молодежная Сретенская конференция (День православной молодежи). В дни православной книги в школу приезжали писатели и философы из разных городов России. В прошлом году по инициативе прихода храма св. преп. Сергия Радонежского в школе стал проходить турнир по волейболу имени св. Сергия. Традиционными стали и события Рождественской и Пасхальной недель. И традиционный для все людей в нашей стране День Победы, несколько лет назад стал для учащихся школы новым праздником, он наполнился новыми смыслами. Благодаря традиционному событию «Квесту Победы», история Победы в Великой Отечественной войне становиться для его участников (учителей, детей и родителей) историей конкретных людей, которые вынесли на своих плечах страшное время, страшную боль, но не отчаялись, не сдались и отстояли мир.
Событийный уклад школы наиболее ярко проявляется в традициях и детско-взрослых сообществах. Так уже несколько лет в школе действуют детско-взрослые объединения «Спортсмены МАОУ СОШ № 3», «Творческая мастерская». Традиционными стали для школы:
- Проведение областных образовательных Михайловских чтений;
- Участие в муниципальной выставке-ярмарке детского прикладного творчества, муниципального конкурса сочинений в рамках областных Михайловских чтений;
- Проведение межмуниципальной молодежной Сретенской конференции;
- Участие в организации и проведении муниципальной благотворительной акции «Свет Рождественской звезды»;
- Проведение школьного и участие в муниципальном конкурсе чтецов «Рождество - время добрых чудес»;
- Участие в муниципальном фестивале «Свет Христова Воскресения»;
-Участие во всероссийской олимпиаде школьников по ОПК;
- Проведение ежегодного тематического бала;
- Проведение открытой Рождественской недели;
- Проведения Дня православной книги (встречи с православными писателями, философами, священниками);
- Проведение открытой Пасхальной недели;
- Проведение школьного квеста ко Дню Победы;
- Турнир по волейболу им. св. преп. Сергия Радонежского;
- Молебен для выпускников школы.
Родители становятся активными участниками всех школьных событий. В зоне ближайших задач развития школы лежит вовлечение родителей в разработку концепции дальнейшего развития школы, планирование ее жизни, организацию и проведение конкретных событий.
Школа является пунктом проведения муниципального этапа олимпиады по ОПК. Ежегодно проводится школьный этап олимпиады, учащиеся становятся участниками, призерами и победителями муниципального и областного этапов. Системная работа по духовно - нравственному воспитанию позволяют обучающимся школы становиться также призерами и победителями различных конкурсов в сфере ДНРВ: всероссийский уровень - «Базовые национальные ценности», региональный уровень - «Вечное слово» (ИЗО и ДПИ), муниципальный уровень – конкурс детского прикладного творчества «Свет Христова Воскресения», конкурс детского прикладного творчества в рамках областных образовательных Михайловских чтений, конкурс фотографии «Вечные ценности», конкурс сочинений в рамках Михайловских чтений, конкурс чтецов «Рождество время добрых чудес».
Учителя школы представляют опыт школы в области становления системы духовно-нравственного воспитания на профессиональных конкурсах, семинарах муниципального и областного уровня, курсах повышения квалификации для педагогических работников.
В целом система ДНРВ МАОУ СОШ № 3 г. Черняховска находится в стадии становления, она постоянно развивается и дополняется все новыми идеями и перспективами.